церковь Спасо-Преображения на Нередице на главную  о проекте 
 

Иконографическая программа росписи

Как и в случае с любым средневековым живописным ансамблем, в основу росписи церкви Спаса на Нередице была положена специально разработанная иконографическая программа, составление которой осуществлялось духовным лицом, руководствовавшимся определенными требованиями заказчика. Для установления круга лиц, участвовавших в ее создании, первостепенное значение имеют летописные статьи 1198 и 1199 гг., включенные в состав Новгородской летописи. Первая из них, содержащая три сообщения, следующие одно за другим, не только воссоздает ситуацию на момент появления новгородского храма, но, как кажется, намечает духовные ориентиры ее строителя, указывает наиболее вероятный повод к его созданию.

Сооружение с 25 мая по 31 июля 1198 г. новгородским архиепископом Мартирием монастырской Спасо-Преображенской церкви в Русе, смерть по весне двух сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича, Изяслава и Ростислава, и, наконец, возведение с июня по сентябрь церкви Спасо-Преображения на Нередицком холме кажутся событиями до некоторой степени связанными, имеющими перспективу для дальнейшего развития.

Вторая летописная статья 1199 г., включающая известие о выводе Ярослава из Новгорода, посольстве во Владимир за новым князем, прибытии последнего на новгородский стол, содержит любопытные сведения о закладке, строительстве и росписи четырех церквей: Сорока мучеников и Михалицкой Рождественской (соответственно, закладка и возведение), Преображения на Городище (Нередица) и Спасской владычной в Русе (роспись). Составленная таким образом, чтобы привлечь внимание прежде всего к событиям, важным для политической жизни Новгорода, эта статья, тем не менее, косвенно свидетельствует о времени выхода Ярослава из Новгорода — начало августа 1199 г. Очевидно, первая служба в окончательно отстроенном и расписанном храме, совершенная незадолго до дня храмового праздника 6 августа, оказалась для строителя прощанием с Нередицей.

Ориентация нередицкого храма на посвящение владычного храма в Русе, почти одновременные работы по их созданию и росписи, наконец, монастырский характер обеих построек склоняют к мысли о непосредственном участии новгородского архиепископа Мартирия в создании нередицкой церкви. Порядок следования летописных сообщений указывает и наиболее вероятный повод к ее возведению — смерть весной 1198 г. двух малолетних детей князя Ярослава Владимировича. Веским подтверждением этому служит сама система росписи новгородского храма.

Сохранявшаяся в интерьере и на трех фасадах церкви до ее разрушения фресковая роспись сплошь покрывала купол, своды, стены и столпы храма. Состав росписи, в целом достаточно типичный для памятников монументальной живописи, включал сюжетные и единоличные изображения, размещенные, с учетом декорации купола, в девять ярусов. Нижние части стен и столпов были украшены орнаментальными панелями — полилитиями, имитировавшими мраморную облицовку византийских церквей. В систему купольной декорации входили композиция «Вознесение» и пояс ветхозаветных пророков, занимавший простенки светового барабана; в парусах помещались образы евангелистов, на подпружных арках — полуфигуры мучеников в медальонах. Литургический характер алтарной росписи определялся наличием традиционной композиции «Причащение апостолов» и святительского чина, организованного в два яруса. На сводах и в верхних частях стен располагались сцены Евангельского повествования, в жертвеннике и диаконнике — композиции Протоевангельского и Предтеченского циклов; на западной стене — подробная картина Страшного суда. Однако главное место в росписи было отведено единоличным образам святых, изображенных в рост, по пояс и в медальонах, нередко вперемежку со сценами повествовательных циклов.

В общих чертах следовавшая традиционной средневизантийской системе декорации, роспись Спаса-Нередицы в то же время включала ряд композиций и изображений, свидетельствовавших об особом замысле храмоздателя и составителя иконографической программы. Размещенные в различных компартиментах храма они образовывали несколько групп, отмеченных индивидуальным композиционным решением. Помимо сцены «поднесения», изображавшей князя-строителя с храмом в руках перед восседающим на престоле Христом, составляющей наиболее устойчивый элемент ктиторских программ, к числу «уклонений» от традиции принадлежали четыре построенные по схеме «Деисуса» фрески, размещенные в конхах центральной и северной апсид, в нижней зоне алтаря и в люнете северного фасада. В систему росписи западных столпов были введены четыре поясных изображения, о едином замысле которых свидетельствовали обрамлявшие их трехлопастные арочки на колонках. Схема декорации северной и южной стен включала ряды нарочито сопоставленных между собой фигур преподобных и святых воинов в рост, вписанных в аркатурно-колончатые фризы. С рассмотрения этих изображений целесообразно начинать анализ иконографической программы росписи церкви Спаса на Нередице.