церковь Спасо-Преображения на Нередице на главную  о проекте 
 

Перынь

После принятия христианства князь Владимир повелел разрушать языческие святилища и на их месте ставить церкви. Так было в Киеве, так случилось и в Новгороде. Предание относит постройку церкви Рождества Богоматери в Перыни к 995 году и связывает с именем епископа Ионкима Карсунянина, который «требища разори и Перуна посече и повеле вовлещи в Волхов» (новгородская первая летопись младшего извода под 989 годом). Вероятно, это сообщение относится к Перыни, где в 50-е годы 20 века были открыты остатки сооружения языческой поры.

О постройке сохранившейся до нашего времени каменной церкви Рождества Богоматери письменные источники не сообщают. Ещё в 30-е годы прошлого века её считали постройкой 15 века. Лишь послевоенные исследования и проведенная на их основе реставрация позволили отнести храм к домонгольскому периоду и датировать концом 12 – началом 13 века. Надежным аргументом в пользу такой датировки служил материал и техника кладки из местного известняка и глины на цементном растворе, а также стилистические особенности характерные для новгородского зодчества рубежа 12 и 13 веков.

Храм невелик, близок в плане к квадрату со стороной около 8 метров. При обычной для новгородской архитектуры этого времени 4-х столпной структуре интерьера, имеет только одну ( в отличие от Нередицы) апсиду, Главная особенность, выделяющая перынскую церковь среди близких по времени построек – трехлопастное завершение фасадов. Такая форма является следствием употребления в боковых частях храма сводов, представляющих в разрезе четверть окружности. Этот конструктивный прием, как и связанная с ним динамичная форма фасадов, связаны, надо полагать, с подобными особенностями церкви Пятницы на Торгу, построенной в 1207 году. Перынская церковь построена после Нередицы и является следующим шагом в процессе развития новгородского зодчества домонгольского времени.