церковь Спасо-Преображения на Нередице на главную  о проекте 
 

Волотово

Миновав Ковалево и перейдя шоссе Новгород — Москва, оказываемся в деревне Волотово, на окраине которой находится один из самых известных новгородских храмов — церковь Успения. Предание связывает с Волотовом события еще дохристианской эпохи. Здесь, возможно, существовало одно из языческих святилищ, неподалеку от места, на котором впоследствии была построена церковь, якобы был похоронен легендарный Гостомысл и воины-богатыри (волоты) прежних времен.

Храм Успения Богоматери был возведен в 1352 году: «…постави владыка Моисей церковь камену, во имя святыа Богородица Успение, на Волотове». В 1363 году по заказу архиепископа Алексея храм был расписан.

Успенский храм невелик, скругленные на высоту человеческого роста подкупольные столбы несут единственную главу. Притворы с запада и севера сближают композицию волотовской и ковалевской церквей. Фасады с трехлопастным завершением продолжают традицию перынского и липенского храмов. Поражает декоративный аскетизм решения фасадов. Ни один из ранее построенных новгородских храмов не может сравниться с волотовским в этом отношении, хотя, как известно, именно простота внешнего облика отличает новгородские храмы, начиная с Софийского собора. Волотовская церковь решена единым блоком, отсутствуют не только фасадные, но и угловые лопатки. Лишь аркатура по верху барабана подчеркивает суровую одухотворенность и выразительный лаконизм архитектурной массы.

Вероятно, сразу после постройки алтарную часть украсили фресками, но далеко не полностью. Роспись 1363 года покрыла все стены целиком, закрыв и фрагменты первоначальной живописи.

По полноте и сохранности фресковый ансамбль волотовской церкви может быть поставлен в один ряд с нередицким. А по мастерству исполнения и стилистическому своеобразию выдерживает сравнение с фресками Феофана Грека в церкви Спаса Преображения ан Ильине улице (1378 г.).

Храм посвящен Богоматери, и потому в системе росписи Богородичная тема занимает ведущее место. Прикровенные смысловые оттенки этой темы носят софийный характер, возводя мысль и чувство верующего к Богоматери как земному воплощению Божественной Премудрости.

Манера письма волотовского мастера поражает исключительной динамикой, стремительным темпом работы, эскизным характером изображений. Художник динамизирует форму энергично положенными белильными мазками. Многофигурные композиции и отдельные изображения святых захватывают зрителя эмоциональной напряженностью и ее бурным внешним проявлением. Живописный стиль волотовских фресок — одно из характерных проявлений палеологовского искусства XIV  века, а его духовной подоплекой следует признать идеи исихазма, наложившие ясно читаемый отпечаток на всю культуру восточнохристианского мира XIV – XV  веков.

28 августа 2003 года в Волотове состоялось торжественное мероприятие по случаю завершения реставрации Успенской церкви. Ждут своего часа и многие тысячи фрагментов фресок, собранных при восстановлении храма.