церковь Спасо-Преображения на Нередице | на главную о проекте |
Формирование и хранение коллекции фрагментов монументальной живописи в Новгородском государственном объединенном музее-заповедникеВ настоящее время архитектурно-археологическая коллекция НГОМЗ представлена образцами кирпичей и штукатурных растворов, каменными крестами и изразцами, фрагментами плиточных полов и смальты, другими предметами. Подавляющее количество среди них составляют фрагменты монументальной живописи. Многолетнее накопление материалов для организации экспозиций и временных выставок привело к появлению фонда архитектурно-археологических коллекций, комплектование которого не закончено. Цель работы - наметить новые направления в решении хранительских задач, которые должны ставиться на современном этапе формирования архитектурно-археологического фонда. В настоящем разделе использованы публикации Ю.Б. Комаровой и Е.В. Игнашиной [1] об истории формирования музейной коллекции, Л.П. Яковлевой [2] об архитектурно-археологическом фонде НГОМЗ, Т.Ю. Царевской [3] о фрагментах росписи Никольского собора, В.Д. Сарабьянова [4] о фрагментах стенописи Рождественского собора Антониева монастыря, материалы каталогов Новгородского музея и инвентарных книг поступлений, материалы из фонда М.К. Каргера, а также сведения, предоставленные зав. ОХВП О.В. Жегуровой, В.М. Ковалевой, Т.А. Ромашкевич, Л.А. Секретарь, Т.И. Анисимовой, Л.М. Никулиной. Чтобы проанализировать состав и состояние коллекции фрагментов монументальной живописи в НГОМЗ предлагается выделить коллекцию из основного объема фонда и рассмотреть следующие этапы ее формирования, соответствующие историческим этапам становления музейного дела и научных принципов реставрации: конец ХIХ в. – первая четверть XX в. – формирование музейной коллекции и проведение в Новгороде реставрационно-исследовательских работ; 1930-е гг. – 1940 г. – проведение археологических работ, основанных на научных принципах; 1944 г. – 1980-е гг. – восстановление разрушенных храмов, сопровождавшееся выборкой руинированных фрагментов монументальной живописи; 1980-е гг. – 2000 г. – научные архитектурно-археологические работы, сопровождающиеся выборкой фрагментов монументальной живописи; с 2000 г. – целенаправленная консервация фрагментов стенописей в фонде архитектурно-археологических коллекций. Началом формирования музейной коллекции фрагментов монументальной живописи можно считать конец XIX века, когда в первых публикациях по истории создания музея в Новгороде встречаются сведения о 13 фрагментах стенописей XV века из житийного цикла Святого Сергия Радонежского. Они были сняты со стен церкви Святого Сергия Радонежского в 1888 году в связи с ремонтно-строительными работами и смонтированными представлены в экспозиции [5]. Из них к послевоенному времени сохранились лишь 3 композиции (возвращены на историческое место в 1976 году) и поясное изображение святителя (в настоящее время находится в фондах). На рубеже XIX-ХХ вв. на древнерусских памятниках широко разворачивается реставрационная и исследовательская деятельность. При проведении работ в новгородском Софийском соборе под руководством В.В. Суслова в 1893-1900 годах среди других материалов были обнаружены и частично сняты фрагменты стенописи [6]. О поступлении таких фрагментов в ГРМ в 1930 году в составе собрания ГАИМК сообщает Н.В. Пивоварова. «В отчетах ученого мы ... находим многочисленные упоминания об исполненных в мелком масштабе композициях и отдельных фигурах ... в слое сбитой живописи, лежащем ниже уровня пола» [7]. Можно предполагать появление в результате этих работ фрагментов росписи в коллекции Новгородского музея, но подтверждающих сведений не обнаружено. Следующий этап формирования коллекции фрагментов монументальной живописи представлен сведениями из довоенных публикаций и сохранившихся отчетов о проведении систематических археологических работ различными учреждениями [8]. Известно, что в 1931 году проводились разведочные, а в 1933-1935 годах – масштабные работы по исследованию и реставрации Георгиевского собора Юрьева монастыря под руководством М.К. Каргера. При этом он обратил особое внимание на обилие фрагментов фресок. «Все (даже мелкие) фрагменты тщательно пересмотрены и собраны в ящики. Лучшие по сохранности экспонированы в Новгородском историческом музее» [9]. В 1934-1935 годах М.К. Каргером у северной стены церкви Благовещения на Городище в слое строительного мусора было обнаружено «много фрагментов штукатурки с фресковой росписью» [10]. В 1937-1938 годах археологической экспедицией под руководством А.А. Строкова, В.Л. Богусевича и Б.К. Мантейфеля в раскопе, заложенном между Николо-Дворищенским собором и церковью Параскевы Пятницы, в слое строительного мусора XIX века были обнаружены многочисленные фрагменты, которые могли относиться «к древнему фресковому убранству Никольского собора» [11]. В 1940 году при проведении археологических раскопок церкви Святых Бориса и Глеба в Детинце, под руководством А. А. Строкова, в слое строительного мусора были обнаружены фрагменты фресок [12]. Эти и другие источники свидетельствуют, что Новгородский музей к началу войны имел богатую коллекцию фрагментов монументальной живописи, которая во время войны была утрачена. Большинство древнерусских храмов, сохранявших монументальную живопись на своих стенах, во время Великой Отечественной войны было превращено в руины. Вскоре после освобождения Новгорода от фашистских войск, в 1944 году, начались противоаварийные мероприятия в памятниках города и разбор завалов руин храмов в окрестностях, в результате чего архитектурно-археологическая коллекция музея пополнилась новыми материалами. Были обнаружены и собраны фрагменты фресковой росписи Софийского собора, церкви Спаса Преображения на Нередице, Георгиевского собора Юрьева монастыря, церкви Успения на Волотовом поле, церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Среди археологических находок, обнаруженных во время исследовательских работ 1946-1948 годов в Мартирьевской паперти Софийского собора и переданных в музей А.Л. Монгайтом, было большое количество фрагментов фресок, относящихся к разным периодам росписи собора. «Они по характеру подготовки, по тонам и отдельным деталям рисунка делятся на несколько групп и, возможно, что при последующей обработке материалов реставраторам удастся собрать целые композиции или значительные их части» [13]. Наибольшую известность получили крупные фрагменты росписи с изображением головы мужчины в княжеской шапке и двух других лиц [14]. В 1944 году профессором М.К. Каргером проводились предварительные раскопки руин церкви Спаса Преображения на Нередице. В 1946 году к разборке щебня и археологическим раскопкам остатков храма приступила архитектор-реставратор Л.М. Шуляк. В своем отчете она отмечает, что композиция «…«Крещение» может быть пополнена найденными фрагментами, местоположение которых можно определить по фотографиям, зарисовкам и другим материалам. Совершенно точно можно присоединить к шее западного ангела найденное лицо. От изображения этого же ангела найдена часть одеяния. Кроме того, для реставрации имеются части изображений двух других ангелов и крест, расположенный у ног Спасителя» [15]. «Все найденные фрагменты фресок осторожно выбирали из завалов, просушивали, если они оказывались влажными, а затем тщательно прокладывали и убирали в корзины. ... При упаковке фрески группировали по месту их находки с соответствующей аннотацией» [16]. Но из-за отсутствия соответствующего хранения к концу 1960-х годов из 72 корзин осталось всего 36 (с загрязненными и требующими дезинфекции и укрепления красочного слоя фрагментами). Кроме фрагментов стенописей новгородских храмов в послевоенный период в музейном фонде появляются фрагменты монументальной живописи из других городов. В 1948 году при репатриации из Германии поступило несколько снятых с откосов оконных проемов (или порталов) и смонтированных на новое основание фрагментов орнаментов из Киева. Согласно попредметно-инвентаризационной описи имущества Новгородского музея, на упаковках была надпись – «из Михайловского монастыря». Документация и сведения о том, кем и когда были сняты и смонтированы фрагменты, отсутствует [17]. В послевоенный период коллекция музея пополнилась большим количеством фрагментов монументальной живописи, выявленных новгородскими реставраторами, археологами и историками искусства из Ленинграда и Москвы в процессе натурного исследования сохранившихся и разрушенных архитектурных памятников. Весь объем проводимых в те годы работ невозможно осветить в рамках одной статьи. Фрагменты росписей привлекались специалистами как для уточнения датировки этапов строительства храмов, так и авторства росписей, что существенно дополняло картину довоенных исследований. Так, в 1970 году во время археологических работ под руководством М.К. Каргера в центральной части алтаря церкви Спаса Преображения на Ильине улице обнаружились полихромные фрагменты и фрагменты «полотенец», которые были подобраны художниками-реставраторами НСНРПМ. Часть фрагментов сейчас находится в ООО «НРМ Фреска». Состояние их сохранности таково, что требует повторного проведения цикла консервационных работ и соответствующего музейного хранения. Формирование коллекции не обходилось без организационных проблем. Обычно случаи обнаружения фрагментов фресковой живописи в грунте, под поздними полами или на стене фиксировались в отчетах исследователей [18]. Положительный момент в отношении к фрагментам стенописей в процессе проведения археологических работ отмечается с 1980-х годов, когда материалы раскопок, проводимых под руководством В.А. Булкина, при передаче в архитектурно-археологический фонд НГОМЗ начинают сопровождаться проведением первичной (полевой) обработки (обеспыливание фрагментов) и более подробной фиксацией в аннотациях (дата и место обнаружения фрагментов монументальной живописи, глубина их залегания и другие сведения). Но чаще обнаруженные в процессе разборки руин фрагменты не сразу ставились на музейный учет, а оставались у археологов (или реставраторов). В 1966-1970 годах руины церкви Благовещения на Городище обследовала Архитектурно-археологическая экспедиция ЛОИА (Ленинградское отделение Института археологии) АН СССР и ЛГУ под руководством М.К. Каргера [19]. Материалы были переданы в фонд архитектурно-археологической коллекции только в середине 1980-х годов [20], но до сих пор не разобраны, и не проведен цикл консервационных работ на фрагментах монументальной живописи. Слишком большой разрыв между датой обнаружения и датой постановки на учет в музейный фонд фрагментов стенописей мог быть как следствием неготовности отчета о проведении работ, так и невозможностью музейных работников отслеживать и обрабатывать принимаемые предметы, а также невниманием к этому вопросу руководителей экспедиций. Это проблемы большинства музеев. До сих пор неизвестно – когда, где и кем были сняты со стен поступившие в мастерскую реставрации монументальной живописи фрагменты. Восполнить эти сведения можно только благодаря свидетелям или участникам проводимых работ. Много информации утрачено навсегда, так как уже нет людей, которые могли бы ее предоставить. В 1985 году фонд архитектурно-археологических коллекций Новгородского музея увеличился после передачи из ЛОИА материалов, обнаруженных при исследовании М.К. Каргером ряда храмов домонгольской Руси. Долгие годы часть фрагментов находилась в личном архиве ученого и только после его смерти попала в собрание Новгородского музея [21]. Таким образом, география единиц хранения значительным образом расширилась, и в настоящее время в коллекции НГОМЗ находятся археологические фрагменты разрушенных стенописей из следующих древнерусских городов: Киева, Полоцка, Владимира-Волынского, Переяславля-Хмельницкого, Новогрудка, Витебска, Старой Ладоги, Смоленска, Новгорода, Старой Руссы. Среди памятников Новгорода – фрагменты росписей ХII-ХIХ вв. из Софийского, Никольского, Георгиевского и Знаменского соборов, собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря, церкви Благовещения на Мячине, церкви Спаса Преображения на Нередице, церкви Успения Богородицы в Перыни, церкви Николы на Липне, церкви Спаса Преображения на Ильине улице, церкви Федора Стратилата на Ручью, церкви Михаила Архангела на Сковородке, церкви Благовещения на Городище, церкви Успения на Торгу, церкви Иоанна на Опоках, церкви Дмитрия Солунского, церкви Знамения, церкви Михаила Архангела на Прусской улице. Постановка на учет фрагментов не решает всех проблем формирования коллекции. В ходе археологических исследований в 1988-1989 годах под руководством В.А. Булкина, в подцерковье Никольского собора было обнаружено и передано в НГОМЗ около 22 тысяч фрагментов фресок XII века. Они были оставлены в соборе для просушки. Через несколько месяцев на поверхности красочного слоя появились высолы, и фрагменты были передана на реставрацию в ООО «НРМ Фреска», где на нескольких фрагментах разрабатывалась методика обессоливания [22]. Основной объем археологических фрагментов до сих пор не обработан. В 1990-х годах в процессе реставрации Никольского собора экспедицией В.А. Булкина было найдено большое количество фрагментов сбитой первоначальной фресковой росписи [23]. И снова фрагменты не были перевезены в помещения фондов. Только в 2006 году они были перемещены в мастерскую реставрации монументальной живописи НГОМЗ для проведения консервационных работ из подцерковья церкви Успения на Торгу (обстоятельства попадания туда фрагментов остаются неизвестными). Состояние фрагментов остроаварийное, в настоящее время проводится их консервация. Не всегда фрагменты обнаруживаются во время плановых раскопок. В 1993 году, во время прокладки сетей на территории Юрьева монастыря, в траншее к востоку от Георгиевского собора были обнаружены фрагменты живописи XII века. Часть фрагментов была собрана и передана в архитектурно-археологический фонд реставраторами В.Д. Сарабьяновым и Т.А. Ромашкевич. Летом 1994 года работы по выборке вели сотрудники ООО «НРМ Фреска» ]24]. В настоящее время большая часть выбранных фрагментов фресковой живописи находится на территории Юрьева монастыря, а после его передачи в ведение Епархии стало невозможным поставить их на музейный учет. По вышеизложенному материалу можно было проследить, что те первоочередные задачи, которые должны ставиться при формировании фондовой коллекции не всегда выполнялись. Обязательное присутствие и непосредственное участие художника-реставратора при проведении археологических работ, проведение цикла консервационных работ на археологических фрагментах живописи, их систематизация и обеспечение стабильного состояния сохранности. Поэтому сегодняшнее состояние большого количества единиц хранения не предоставляет полной информации для исследователей и не позволяет использовать их в качестве экспозиционного материала. Реставрационные работы с фрагментами из коллекции архитектурно-археологического фонда заставили по-новому взглянуть на их хранение. Система учета и хранения должна быть направлена на компьютеризацию большинства процессов, фиксирующих единицы хранения и их состояние. Благодаря обустройству новых помещений фонда и мастерской реставрации монументальной живописи в НГОМЗ появится возможность постоянного проведения планомерной консервации всех фрагментов. Четкая систематизация и изучение возможности подборки изображений позволит определить дальнейшие перспективы реставрационных работ и искусствоведческих исследований, а создание базы данных – осуществлять постоянный мониторинг и планомерно вводить археологический материал в научный оборот, что и является основной задачей музейного хранителя, реставратора и исследователя. Федоренко Т. К. Примечания:
|