церковь Спасо-Преображения на Нередице на главную  о проекте 
 

Компьютерная реконструкция монументальной живописи церкви Спаса Преображения на Нередице 

Представленная в настоящем разделе информация освещает лишь часть работы, проводимой с руинированными фрагментами нередицкой росписи, целью которой является максимально возможное восстановление фресок с возвращением их в интерьер памятника. На первом этапе перед реставраторами, прежде всего, стоит задача полной консервации фрагментов с обеспечением их сохранности в условиях фондового хранения. Благодаря этой постоянно проводимой работе стала накапливаться информация о художественных и технико-технологических элементах и особенностях, позволяющих точно или предположительно отнести фрагменты росписи к конкретному изображению. Таким образом, возникла возможность атрибуции, систематизации и подборки некоторой части коллекции фрагментов. Для понимания правомерной ценности полученного результата необходимо иметь объективное представление об истории и составе коллекции нередицких фрагментов.

Сохранившиеся официальные документы и реставрационные отчеты красноречиво повествуют об огромной, многотрудной и плодотворной работе новгородских реставраторов и музейных работников по восстановлению храма. Сразу после освобождения Новгорода уполномоченный Главного Управления охраны памятников Комитета по делам архитектуры СНК СССР А.В. Винер, начальник Государственной инспекции по охране памятников Ленинградской области архитектор С.И. Давыдов и исполняющий обязанности директора Управления Новгородских музеев Т.М. Константинова в марте 1944 года составили план восстановительных работ по архитектурным памятникам Новгорода. В связи с историко-культурным значением храм Спаса Преображения на Нередице был включен в первоочередной список памятников, подлежащих восстановлению.

В мае над руинами храма начали устанавливать защитные навесы, чтобы уберечь уцелевшие на стенах фрески от дождей и ветров. Тогда же, в мае, в Новгород прибыла комиссия из ведущих реставраторов архитектуры и живописи и ученых, в состав которой входили академик И.Э. Грабарь, академик А.В. Щусев, профессор А. Удаленков, профессор Д. Сухов. Комиссия определила дальнейший ход консервационных работ по Нередице и поручила художнику-реставратору П. Юкину произвести укрепление фресок, свободных от завалов.

В августе 1944 года Всероссийская Академия Художеств направила в Новгородский музей экспедицию археологов, живописцев и искусствоведов под руководством профессора М.К. Каргера для выполнения обмеров и фиксации состояния памятников. В сентябре-октябре 1944 года экспедицией были осуществлены первые работы по разборке завалов Нередицкого храма. Тогда была частично расчищена апсида диаконника, выбраны и переданы в музей около трех тысяч фрагментов росписи.

В 1945 году над руинами церкви был возведен каркас временного шатра из-за отсутствия материалов лишь с частичной обшивкой.

Задачей реставрации 1946 года было проведение расчистки от мусора алтарной части руин. Эти работы положили начало полной расчистке остатков сооружения и консервации сохранившейся живописи. Разборка завалов осуществлялась по археологической методике под руководством архитектора, созданной в Новгороде в 1944 году Специальной научно-реставрационной производственной мастерской Л.М. Шуляк.

В течение 1946-1948 годов памятник был полностью освобожден от завалов. Именно тогда в процессе работ было собрано 70 корзин фрагментов фресок. Отработанный грунт и обломки строительных материалов после переборки шли на засыпку воронок и траншей на территории вокруг храма, остальное сбрасывалось на западный склон холма.

Зимой 1947 года С.И. Давыдов приступил к работе над проектом архитектурной реставрации храма, в котором предусматривалась возможность установки на свои места тех фрагментов фресок, «... которые в таком изобилии извлечены из завалов при их раскопке». Проведенный в труднейших условиях военных и послевоенных лет первый этап консервации памятника был завершен в 1948 году.

В 1949 году началось полное восстановление храма, продлившееся до 1957 года. Фрагменты живописи, собранные из руин М.К. Каргером и сложенные в деревянные ящики из-под снарядов, с 1944 года хранились в фондах музея. 70 корзин с фрагментами, выбранными под руководством Л.М. Шуляк, до завершения реставрации церкви находились в деревянном сарае. Затем, до начала 60-х годов они размещались в интерьере храма и практически не охранялись, доступные множеству посетителей памятника, затем они были перевезены на территорию Кремля в церковь Андрея Стратилата, а позже – в Федоровскую башню Кремля. После пожара в Федоровской башне корзины с фрагментами переместили в помещение холодной ризницы Софийского собора. К этому времени из 70 корзин осталось лишь 36. Количество фрагментов было неизвестно, в музее их поставили на учет, как вспомогательный фонд отдела хранения памятников архитектуры и монументальной живописи. Несколько фрагментов личного письма были внесены в инвентарные книги основного фонда. Некоторые из них в 70-е годы были смонтированы реставратором А.С. Кузнецовым на каменные плиты и экспонировались на выставках, в том числе и в Государственном Историческом музее.

Сразу после архитектурной реставрации многие выдающиеся исследователи древнерусского искусства неоднократно поднимали вопрос о необходимости сохранения и реставрации руинированной живописи. Об этом многократно напоминали в своих выступлениях и статьях Н.Э. Грабарь, О.И. Подобедова, М.А. Ильин, М.В. Алпатов и многие другие. Однако первая попытка реставрации фрагментов была предпринята лишь в конце 1969 года бригадой художников-реставраторов СНРПМ под научным руководством А.П. и В.Б. Грековых. Разработанные программное задание и методические рекомендации основывались на опыте работы с руинированными фрагментами церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Из предложенного реставраторами цикла работ зимой и весной 1970-71 года были исполнены просушка фрагментов, подклейка по свежим сломам и упаковка в ящики в несколько слоев с бумажными прокладками между ними (по образцу используемых Грековыми). Красочная поверхность осталась под слоем сильных загрязнений. Комиссия Новгородского музея зафиксировала 90% разрушение красочного слоя. Личного письма среди фрагментов ни реставраторами, ни комиссией обнаружено не было. Ящики с фрагментами были проаннотированы с указанием количества фрагментов и возвращены в музей (81270 шт., приблизительной площадью 92,4 м2).

20-22 мая 1985 года в Новгороде состоялось заседание комиссии Научно-методического совета по охране памятников культуры Министерства культуры СССР. На нем было принято решение о начале комплексной реставрации стенописи 1199 года церкви Спаса Преображения на Нередице, включающей как консервацию и придание экспозиционного вида сохранившейся на стенах живописи, так и цикл реставрационных работ на фрагментах музейного фонда с изучением возможности их подборки и возвращения на стены памятника. В соответствии с рекомендациями Комиссии летом 1985 года были начаты работы противоаварийного характера в интерьере церкви и отрабатывались методические рецептуры реставрационных составов. При составлении известковых растворов в качестве наполнителя должен был быть использован кладочный раствор XII века. При извлечении кладочного раствора из отвалов строительного мусора на склоне холма были обнаружены фрагменты фресок в удовлетворительном состоянии. В связи с этим на границе площадки за бывшей колокольней и склона холма был сделан пробный раскоп 80x80 см и глубиной 30 см, из которого извлекли 460 фрагментов, размерами от 0,5 см2 до 8-10 дм2. Задняя стенка раскопа показала, что пласт строительного мусора с залеганием фресковых фрагментов уходит вниз на склон холма. В том же году были проведены пробные раскопки на территории, прилегающей к храму в радиусе 15 метров. В грунте фрагментов практически не находилось, хотя можно было предположить, что они могут быть обнаружены в засыпанных строительным мусором воронках и траншеях. В целом стало очевидно, что основной массив фрагментов находится на западном склоне холма и вокруг руин колокольни.

На стенах храма уцелело примерно 105 м2 живописи, в фондах новгородского музея – около 90 м2 в руинированном виде, бесследно исчезло более 300 м2. Обнаружение фрагментов в отвале строительного мусора давало надежду, дополнив коллекцию руинированных фрагментов, на возможность подборки хотя бы какой-то части уникальной росписи.

Зимой 1985-86 года художниками-реставраторами ВО «Союзреставрация» совместно с автором проекта архитектурной реставрации Г.М. Штендером, научно-исследовательским отделом реставрационных технологий ВО «Союзреставрация», Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации и Новгородским государственным музеем-заповедником была разработана комплексная программа реставрации церкви Спаса Преображения на Нередице. Программа включала в себя реставрацию руинированных фрагментов, которая должна была проводиться в специализированной мастерской в Москве. В нее входила также разработка проекта вертикальной планировки территории охранной зоны памятника, срезка грунта и устройство глиняного замка. Для этой цели экспедиция Ленинградского Государственного Университета под руководством В.А. Булкина при общем руководстве Г.М. Штендера осуществила ряд пробных раскопов, в которых также были обнаружены фрагменты живописи XII века. За короткий период в июле 1986 года было выбрано 3826 фрагментов общей площадью около 3 м2, из них около 2000 — из раскопа на западном склоне холма. Таким образом, стала очевидной необходимость переборки строительного мусора на западном склоне холма до осуществления вертикальной планировки.

Реставрационно-археологические раскопки на западном склоне холма продолжались с 1987 по 1990 год. Была разработана методика выборки фрагментов по вертикальным секторам сверху вниз, выдерживая единый горизонтальный уровень. Работа производилась методом ручной переборки с ежедневным подсчетом фрагментов по секторам с просушиванием их и первичной обработкой. Затем фрагменты укладывались в планшеты с обозначением даты, номера сектора и количества. Площадь планшета равнялась 0,6 м2 для удобства оценки площади лицевой поверхности найденной живописи. Со склона холма было выбрано 215634 фрагментов и упаковано в 217 планшетов, то есть 108,5 м2.

В летний сезон 1991 года из воронок и траншей в северо-восточной части охранной зоны извлекли 3342 фрагмента площадью около 2 м2.

Работы по вертикальной планировке проводились летом 1993 I 1994 года. Из земли было извлечено и обработано 25874 фрагментов площадью 16 м2.

В результате раскопок практически все находившиеся в земле фрагменты были выбраны из грунта. Большой неожиданностью было обнаружение фрагментов росписи западного притвора, разрушенного еще в XV веке. Общее число извлеченных фрагментов составляло 241508 единиц площадью 124,5 м2. После составления актов передачи археологические фрагменты были перевезены в Москву вместе с фрагментами из фондов музея, где им предстояло пройти этап консервации. Одновременно с археологическими работами проводились архивные исследования по выявлению графических, фото и живописных воспроизведений нередицкой живописи до ее разрушения [2].

К сожалению и консервация, и исследовательские работы были прекращены из-за отсутствия бюджетных средств, о чем в 1994 году было сообщено в МНРХУ заказчиком – Генеральной дирекцией «Новгородреконструкция».

В апреле-мае 1997 года вся коллекция была вновь упакована и в июне возвращена в фонды Новгородского музея. Фрагменты были размещены в подвальных помещениях здания Дворянского собрания. С самого начала стало ясно, что эти помещения не могут использоваться ни как хранение, ни как мастерские ввиду резких колебаний температурно-влажностного режима, подсоса влаги, плохой освещенности и невозможности осуществлять нормальное проветривание. Эти факторы активизировали разрушительные процессы появлением биологических поражений и образованием солевых пленок.

Возобновившаяся с 1998 года работа с фрагментами носит в основном противоаварийный характер. Кроме того, в этих условиях в полнейшую негодность приходят планшеты и стеллажи, оборудование и инструменты, так что состояние фрагментов в 2004 году мало отличается от 1944 года.

Увеличение количества фрагментов не ограничилось проведенными археологическими раскопками. При понижении уровня пола в 2001 году в интерьере храма в северной части полукружия диаконника был обнаружен экспозиционный, обшитый досками раскоп до уровня первоначального пола, по-видимому, относящийся ко времени реставрационных работ 1904 года. Из него извлекли 3014 штук фрагментов росписи диаконника площадью 3,5 м2. Более чем неожиданной находкой явилось обнаружение в 2003 году трех плетеных корзин с 2435 фрагментами площадью 4,9 м2 и каменных блоков с росписью в зашитой досками до половины высоты северо-западной нише храма. Здесь же были обнаружены пятиугольные плинфы и плинфы с различными отпечатками на поверхности, о которых упоминала в своем отчете Л.М. Шуляк. Таким образом, общее количество фрагментов возросло до 325313 штук приблизительной площадью 224,3 м2, как упоминалось – на стенах памятника сохранилось 105,17 м2. Такой результат позволил надеяться на большую вероятность подборки фрагментов хотя бы в частичные композиции.

Коллекция фрагментов из фондов музея была наполовину утрачена (из 70 корзин осталось 36), причем, по-видимому, лучшая ее часть. В музей имени Андрея Рублева в дар от господина Костаки в начале 90-х годов поступили два лика из святительского яруса храма. Настораживает тот факт, что лики были подобраны и склеены.

Фрагменты в корзинах неоднократно перевозились с места на место, перекладывались, перемешивались и внутри корзин, поэтому система аннотаций Л.М. Шуляк по месту находки не соответствует истинному состоянию.

Фрагменты, выбранные со склона холма и вокруг памятника, вообще иконографически не определялись. Система раскопочных работ была рассчитана на возможность подборки лишь внутри секторных участков. Несмотря на это, в процессе раскопок оказалось возможным сразу идентифицировать часть фрагментов. Так, одним из первых был обнаружен фрагмент с изображением креста от храма ктиторской фрески, затем определились фоновые фрагменты, в том числе и с буквами надписи, фрагменты изображения церкви и одежд князя Ярослава Владимировича.

Поскольку в отчетах Л.М. Шуляк и Ю.Н. Дмитриева с горечью констатировалась невозвратимость утраты этого изображения и полное отсутствие фрагментов композиции, их обнаружение на склоне холма вселило надежду в возможность дополнить живописные остатки ктиторской, вернув фрагменты, хотя бы предположительно, на свои исконные места на стене.

Также огромной и неожиданной радостью стало последующее обнаружение фрагментов этой композиции в коллекции музейного фонда. При очистке кусков от загрязнений, проявился лик Христа, затем была обнаружена часть лика князя, фрагменты одежд князя, храма, надписей. Постепенно подбирались стыки, и появилась твердая уверенность в необходимости восстановления композиции для возвращения ее на прежнее место.

В 1999 году была исполнена в натуральную величину приблизительная схема композиции по обмерам площади ниши, сохранившегося участка фрески на стене и фотографическим материалам. На этой схеме были размещены найденные фрагменты ликов, фигур, храма, фоновые участки, подборки текста, части разгранки. Но осталась значительная часть фрагментов предположительного (по месту расположения) характера, не имеющих стыков и соединений с точно определенными фрагментами. Это были отдельные части букв, фоновых участков, другие фрагменты, гипотетически отнесенные к ктиторской композиции. Для того, чтобы найти их точное местоположение, необходимо было иметь абсолютно точную графическую схему авторского рисунка.

Такая задача при имеющихся минимальных исходных данных (черно-белая фотография из книги В.К. Мясоедова, фотографии копии Л.А. Дурново) могла быть решена только с использованием компьютерных технологий. На основе уже имевшихся натурных обмеров и фотографий с помощью компьютера был воспроизведен авторский рисунок в масштабе 1:1, при этом была выполнена также корректировка ракурсных искажений фотографий. Далее все фрагменты ктиторской (более 800) были введены в компьютер. Это позволило избежать цветовых искажений, свойственных традиционной фотофиксации, более детально исследовать технологические принципы художника и его материалы, выявить особенности фактуры и цвета поверхности, проанализировать морфологические признаки фрагментов. Высокое разрешение современных мониторов, возможность рассмотрения фрагментов в увеличенном масштабе, а также компьютерная обработка позволили выявить даже невидимые для глаза элементы и разрушительные микропроцессы. Эти качества компьютерной техники необходимо использовать в системе хранения руинированных фрагментов монументальной живописи для создания баз данных, постоянного мониторинга, исследовательских целей и усовершенствования системы учета.

Дальнейшая работа сводилась к определению точных мест фрагментов в композиции с использованием возможности перемещения фрагментов в прозрачном слое и поиска их совмещения с авторским рисунком. Таким образом, абсолютно точно определялись позиции фрагментов, более того, было найдено большое количество ранее не обнаруженных стыков.

Некоторые фрагменты имели нечеткие внешние признаки. Их идентификация требовала наиболее тщательного исследования и анализа всех графических материалов. Иногда обнаруженная, казалось бы, незначительная деталь, позволяла точно установить позицию фрагмента (позем и разгранка в нижней части).

Особенную сложность представляло определение мест фрагментов фона, не имеющих четких морфологических признаков. Основными параметрами при их визуальном исследовании являлись толщина и фактура штукатурного слоя, оттенки цвета, направление мазков. Совокупность этих данных указывала на местоположение фрагмента довольно приблизительно. При рассмотрении фоновых фрагментов на мониторе в увеличенном масштабе, можно выявить также и характерные следы кистевого волоса. Индивидуальность мазков, определяемая количеством краски, степенью нажима, положением кисти в пространстве, направлением движения руки художника, служила дополнительным ориентиром для идентификации местоположений фрагментов. Экстраполяция следов кисти на уже зафиксированных фрагментах композиции позволяла подбирать точное положение для новых фрагментов фона. Таким образом, только при совпадении всего множества анализируемых параметров, фрагменты фона обретали свое место на композиции.

Некоторые фрагменты без выраженных индивидуальных признаков, но, несомненно, принадлежащие к ктиторской (позем), помещены в композицию на условные места с указанием на схеме номера фрагмента.

Для переноса всех идентифицированных по местоположению в композиции фрагментов на стену храма предполагается использование компьютерного видеопроектора. С его помощью схема размещения может быть спроецирована непосредственно на подготовленную поверхность в масштабе 1:1. Проектор позволяет также скорректировать линейные (перспективные) и нелинейные (сферические – подушкообразные и бочкообразные) искажения. Пронумерованные фрагменты можно будет абсолютно точно установить на их исконные места, что, опять же, практически невозможно без использования компьютерных технологий.

Если композиция будет смонтирована на первоначальную основу в памятнике, то даже в дальнейшем, при определении дополнительных фрагментов, вся работа по их размещению может быть продолжена сначала на уровне компьютерной модели, а затем корректироваться непосредственно в храме. Если в результате возникнет необходимость перемонтировать предположительно установленные в периферийных частях фрагменты, то это не вызовет никаких технических затруднений.

Работа с композицией «Иисус Христос Ветхий Деньми» началась с находки в музейном фонде (1947 год) двух стыкующихся фрагментов лика. Для определения принадлежности к данной композиции тех или иных кусков использовалась лишь черно-белая фотография Л.А. Мацулевича, переснятая из книги В.К. Мясоедова. Поскольку изображение «Иисус Христос Ветхий Деньми» находилось в шелыге свода наоса, фрагменты лика имели вогнутую конфигурацию, специфический характер изломов штукатурки и значительную ее толщину. Цветовое решение было абсолютно неизвестно.

Отбор фрагментов производился по всей коллекции с ориентацией лишь на имеющиеся натурные признаки и фотографию. Были обнаружены верхние части медальона с буквами, часть волос и нимба, фрагмент бороды и кусок, на котором находилось пограничное изображение коричневого фона медальона и белого гиматия с яркими голубыми складками. С этого момента определились цвета части одеяния. Позже была произведена пересъемка копий росписи Нередицы с выставки в Русском музее, в том числе и цветных схем Л.М. Браиловского, на которые приходится ориентироваться до сих пор, несмотря на их условность. После этого удалось найти и определить значительное количество фрагментов, но большая часть их не имеет стыков, а толщина штукатурного слоя колеблется от 3,5 см до 2 мм. Из-за местоположения на своде и большого количества кляммеров сохранность фрагментов обозначилась в шахматно-шашечном порядке. Поэтому выполнение в натуральную величину на миллиметровой бумаге приблизительной схемы для идентификации положения этих разрозненных нестыкующихся фрагментов было малоэффективно.

По имеющейся фотографии на компьютере была выполнена подробнейшая схема авторского рисунка в масштабе 1:1 с обозначением ширины складок, границ белильных высветлений, а также расположения кляммеров, трещин и утрат красочного слоя. После устранения основных геометрических искажений появилась возможность точного определения местоположения множества разрозненных фрагментов, кроме того, обнаружились стыкующиеся между собой куски. Группировка и систематизация фрагментов с изображением «Евангелист Матфей» в юго-восточном парусе началась с находки и идентификации лика Матфея. Вначале фрагменты опознавались лишь по черно-белой фотографии: подобранные в буквосочетания фрагменты букв на белом фоне определились как свиток евангелиста. Когда подобрались куски с краями свитка и одеяний, поиск фрагментов значительно облегчился, но, как и прежде, без точной компьютерной схемы найти местоположение нестыкующихся фрагментов в большинстве случаев не представлялось возможным. В данном случае схема, выполненная только на основе фотографии, не в полном объеме соответствовала поставленной задаче из-за отсутствия архитектурных обмеров паруса, без которых практически невозможно полностью устранить геометрические искажения фотографии. Хотя местоположения объектов определялись, как и прежде достаточно четко, с размещением их на схеме были некоторые сложности. Если по вертикальной оси объекты помещались на свои места без проблем, то по горизонтальной – фрагменты располагались с некоторым наползанием друг на друга. Причина – проекция переменной кривизны поверхности паруса на плоскость фотографии и дополнительные ракурсные искажения при съемке.

Для предупреждения подобных ситуаций создание компьютерных схем авторского рисунка на сложных геометрических поверхностях необходимо производить с использованием комплексных данных: фото и графических материалов, натурных архитектурных обмеров. Точная схема позволяет произвести абсолютно точную идентификацию большинства фрагментов, а их маркировка обеспечивает хранение не только в подобранных экспозиционных состояниях, требующих больших площадей, но и просто разложенными на компактных планшетах с сопроводительной схемой.

Еще более интересной с реставрационной точки зрения оказалась систематизация, подборка и атрибуция фрагментов композиции «Спящие апостолы». Фрагменты с личным письмом из этой композиции были найдены в 1947 году, о чем указано в реставрационном отчете Л.М. Шуляк. Четыре лика хранились в основном фонде музея и имели инвентарные номера. В 70-е годы они были подобраны и смонтированы на тяжелую каменную плиту для возможности экспонирования на выставках. При обследовании состояния живописи смонтированного фрагмента выяснилось, что лик одного из апостолов не соответствует авторскому изображению.

Вскоре в раскопочной коллекции были обнаружены еще фрагменты с личным письмом этой композиции, а также фрагменты пейзажного фона. Благодаря опубликованной в книге Н.В. Пивоваровой [3] копии М.В. Кальфа «Моление о чаше» (1925 год) удалось определить фрагменты одеяний. По фотографии была создана компьютерная схема авторского рисунка, с помощью которой фрагменты оказались на своих местах, причем здесь была выполнена операция виртуального демонтажа каменного блока. Фрагменты с неудовлетворительным состоянием красочного слоя, а также недостаточно выразительные в графическом смысле и вызывающие некоторое сомнение в достоверности принятия решения, зафиксированы на схеме как условные с соответствующей маркировкой. Достоверными они могут быть признаны лишь в том случае, если будут найдены промежуточные стыкующиеся с ними куски.

Хаотичное состояние раскопочной коллекции, отсутствие топографической привязки фрагментов к месту разрушения, физическая утрата значительной части коллекции, причем, как мы предполагаем – лучшей, представляли работу по реконструкции нередицкой живописи невыполнимой, о чем свидетельствуют многочисленные заключения, подписанные реставраторами и специалистами Новгородского музея. Естественно, что в хаотической системе нельзя дать полного предсказания, но выделенные в ней с помощью компьютера логические связи являют собой в какой-то мере момент истины даже в антиусловиях выполнения представленных работ, при отсутствии физической возможности осмотра всей коллекции, при отсутствии документальной базы, недоступности натурных и химико-технологических исследований.

Помимо представленных композиций, удалось определить и частично подобрать фрагменты композиций «Христос Иерей», «Святой Николай», «Богоявление», изображений Севастийских мучеников, «Этимасии», «Усекновение головы Иоанна Предтечи» и некоторых других.

Все выполненные и представленные работы производились при минимальных исходных документальных и натурных данных, носили экспериментальный характер. При создании базы данных руинированных фрагментов в полном объеме и соответствующего финансирования появится возможность перейти на другой, более высокий уровень использования компьютерных технологий – автоматизированный подбор и размещение фрагментов. Программные средства для решения этих задач уже разрабатываются.

Возможность продолжения и дальнейшего совершенствования очевидна не только в перспективно-теоретическом плане, но, прежде всего, в практических результатах, которые не могут быть достигнуты в реальные сроки другими, ранее применяемыми методами.

Компьютерные технологии эффективно работают только в условиях строгой документальной базы. Оперируя с моделями реальных объектов, они гарантируют обратимость и восполнимость реставрационного процесса, так как по самой своей сути соответствуют принципу «не навреди».


Т.А. Ромашкевич, С.А. Луций

Примечания:

  1. Работа выполнена при содействии и поддержке председателя Общества русской культуры в США г-на А.Р. Небольсина и председателя фонда «Русская усадьба» г-жи П. Рузвельт, а так же при финансовой поддержке РГНФ (N 05-04-18030е).
  2. Столова Г.Р. Отчет о проведении реставрационно-археологических работ по выборке из грунта фрагментов фресок 1199 года церкви Спаса Преображения на Нередице в 1985-1994 гг. – М.: Архив МНРХУ МК РФ. 2002.
  3. Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Иконописная программа росписи. – СПб.: ОАО «Иван Федоров». 2002.