церковь Спасо-Преображения на Нередице на главную  о проекте 
 

Юрьев Монастырь

В истории Новгорода Юрьев монастырь занимает место соразмерное той роли, которую сыграла Киево-Печерская Лавра для Киева и Троице-Сергиева Лавра для Москвы.

Первое упоминание о монастыре относится к 1119 году: «Заложи церковь Кирьяк игумен и князь Всеволод, монастырь святого Георгия в Новгороде». О времени завершения строительства Георгиевского собора летописи не сообщают. Из всех находящихся на территории монастыря построек, только Георгиевский собор предстательствует за архитектуру средневековой эпохи. Остальные здания относятся к 18 – 19 вв.

К сведениям о заказчиках Георгиевского собора Третья новгородская летопись добавляет имя зодчего: «…а мастер трудился Петр». Это первое упоминание имени зодчего на страницах наших летописей. С его именем связывают и другие новгородские храмы начала 12 века – церковь Благовещения на Городище и Никольский собор на Ярославовом дворище. Вероятно, это был южнорусский мастер, следовавший архитектурной традиции киевского зодчества конца 11 – начала 12 века, но сумевший в рамках этой традиции создать исключительно выразительные образцы новгородского стиля.

Георгиевский собор вырастает перед зрителем, как образ торжествующей победы над тяжестью. Эта вечная тема архитектуры в исполнении мастера Петра с несравненной наглядностью передает главный пафос новгородского зодчества. Кристальную ясность и единство масс подчеркивают строчные пояса окон и двухуступчивых ниш. Даже при наличии мощного культурного слоя, скрывшего нижние части стен, и позднем карнизе, зримо подавляющем энергию динамично организованной массы, поражает высотность здания, его волевая устремленность вверх. По разбивке фасадов читается трехнефная структура внутреннего пространства и шестистолпное основание, а в северо-западном барабане находишь указание на существование хор. Внутри собора материальная оболочка (стены, пилоны, лопатки) словно отступает на второй план, очерчивая контуры пространственных единиц, которые слагаясь в единое целое воспринимаются как пронизанная легким напряжением, струящаяся вверх энергия.

В откосах окон и в лестничной башне сохранились остатки фресок первой половины 12 века. К сожалению, большая часть живописного убранства собора погибла при его «поновлении» в 20-х годах 19 века. Огромную историко-художественную значимость имеют происходящие из храма иконы. Среди них икона Св. Георгия в рост, написанная в 30 – 40 годах 12 века, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Знаменитое «Устюжское Благовещение» лишь по традиции именуется устюжским, правильнее было бы называть его «Юрьевским», ибо икона в 30-е годы 12 столетия написана для Георгиевского собора. В Успенском соборе Московского Кремля хранится поясное изображение Георгия – и эта икона домонгольского времени происходит из Юрьева монастыря. В монастыре хранилось украшенное миниатюрами Евангелие, написанное между 1120 – 1128 гг. и хранящееся ныне в Государственном Историческом музее.

В соборе хоронили игуменов, князей, посадников, именитых людей Новгорода. В 1198 году здесь были погребены сыновья князя Ярослава Владимировича, строителя Нередицы. В 1233 году в соборе был похоронен брат Александра Невского Федор, а позднее и его мать Евфросинья. В 13 веке собор стал усыпальницей для новгородских посадников Мирошки, его сына Дмитра и Семена Борисовича, а в 1453 году в соборе похоронили знаменитого претендента на московский престол мятежного князя Дмитрия Шемяку.

Облик монастыря капитально изменился в 20 – 40 гг. 19 в., когда при архимандрите Фотии на средства Анны Алексеевны Орловой было предпринято грандиозное строительство новых стен, башен, церквей, келейных корпусов и т.д. Строительные работы затронули и Георгиевский собор. В 1825 – 1827 гг. к храму пристроили с юга ризницу, с севера придел св. Феоктиста, с запада паперть и притвор. Внутри были усилены конструкции здания, варварски сбиты фрески, устроен чугунный пол, заново выполнена роспись и сооружен новый иконостас. Последнее перед революцией обновление интерьера относится к 1898 – 1902 гг. Артель владимирских мастеров под руководством М. Н. Сафонова расписала собор заново.

В советское время большие исследовательские работы по собору были предприняты в 1933 – 1935 гг. (рук. М. К. Каргер). Пристройки фотиевского времени были разобраны. Устранены поздние искажения фасадов, раскрыты и восстановлены первоначальные формы окон и ниш. Археологические раскопки внутри здания позволили уяснить роль Георгиевского собора как некрополя. Реставрацию не удалось довести до конца: верхние части стен, барабаны и главы до сих пор не раскрыты в своих первоначальных формах.