церковь Спасо-Преображения на Нередице на главную  о проекте 
 

Сковородский монастырь

К югу от Нередицы за Сиверсовым каналом остатки каменного храма Михаила Архангела в Сковородском монастыре. Древнерусские монастыри именуются по посвящению главного храма – собора, а прозвание имеют по местоположению или по имени основателя. В данном случае следует предполагать, что прозвание монастыря произошло от конфигурации местности похожей на сковороду.

Основателем монастыря и строителем каменного храма был новгородский владыка Моисей (1324-1329 гг.) (1352-1360 гг.), много потрудившийся на духовно стезе до того, как стал архиепископом Новгорода. Известно, что он одно время был архимандритом Юрьева монастыря. В 1354 году во время второго пребывания на новгородской кафедре Моисей в знак особых заслуг получил от византийского императора Иоанна Палеолога и патриарха Филофея скресчатые ризы («привезоша ему ризы крестчаты, и грамоты с великим пожалованием от цезаря и от патриарха»).

Храм Михаила Архангела был построен по заказу архиепископа Моисея в 1355 году: «Постави владыка Моисей церковь камену святого Михаила на Сковоротке». За три года до этого в 1352 году владыка «постави церковь камену в имя святые Богородица Успение на Волотове». Михайловский храм по своим архитектурным формам был близок волотовской церкви. Лаконично решенные фасады здания, не имевшие даже лопаток, завершались трехлопастной закомарой. Этот прием станет обязательным в постройках второй половины 14-15 веков. Дополняли объемную композицию притворы с севера, запада и юга. Оставив кафедру в 1360 году, архиепископ Моисей удалился именно в Сковородский монастырь, где скончался и был похоронен 25 января 1362 года.

В 18-19 вв. храм неоднократно ремонтировался, дополнялся пристройками, получил новую кровлю, а вместо первоначальной одной главы был увенчан пятью главами.

О росписи собора летописных известий нет. Однако исследовательские работы 20-30-х гг. 20 века выявили значительное число хорошо сохранившихся фресковых композиций, выполненных вскоре после возведения храма. В. Н. Лазарев считал временем их создания 60-е годы 14 века. К сожалению, в довоенное время фрески не были должным образом зафиксированы и изучены.

По традиции в куполе был представлен Пантократор в окружении архангелов, в простенках барабана пророки, а над подпружинными арками евангелисты. Паруса храма были вопреки традиции украшены орнаментом, которому в системе росписи было отведено особенно большое место. Значительное место как обычно занимал христологический цикл.

По стилистике сковородские фрески резко отличались от фресок «феофановской школы». В этом особенно легко убедиться при сопоставлении их с фресками волотовской церкви, выполненных с невиданной в новгородской живописи экспрессией. Михайловкие фрески отличает изысканный аристократизм, красота спокойных округлых форм, изящество жестов и утонченность колорита, построенного на мажорных оттенках фиолетового, зеленого и оранжевого тона.

Во время войны храм был разрушен, его гибель и утрата первоклассных по качеству фресок – невосполнимая потеря для отечественной культуры.