церковь Спасо-Преображения на Нередице на главную  о проекте 
 

Церковь Благовещения у деревни Аркажи (на Мячине)

К западу от заповедника у поворота дороги к Юрьеву монастырю стоит небольшой одноглавый храм с пофронтонным завершением фасадов. Это Благовещенская церковь Благовещенского монастыря у деревни Аркажи, ныне не существующей.

Монастырь был основан в 1170 году («Владыка Илья с братом Гавриилом создаста монастырь и церковь устроиста святыя Богородица Благовещение»). Через 9 лет деревянный храм был заменен каменным: «Заложи архиепископ … Илья церковь камену святыя Богородица Благовещение, а начаша ю делати мая 21, а концаша августа в 25, а всего дела церковнаго днии 70». В 1189 году церковь была расписана.

Во второй половине 12 века в новгородском зодчестве вырабатывается тип небольшого (сравнительно с постройками первой половины 12 века) четырехстолпного храма, отвечавшего материальным возможностям и художественным вкусам заказчиков как светского, так и духовного сословия. В законченном виде этот тип храма представлен постройками Ладоги 60 – 70 гг. Церковь Благовещения является самой ранней постройкой нового типа в Новгороде и его ближайших окрестностях. Именно этим храмом начинается тот архитектурный ряд, которому принадлежит Нередица.

Храм сохранился не полностью, его своды, барабан и купол восстановлены после обрушения в 80-х годах 17 века. Первоначально, как и в нередицком храме, фасады завершались закомарами. Три апсиды поднимались на одну высоту с церковным объемом (ср. с Нередицей, у которой боковые апсиды понижены и с перынской церковью, не имеющей боковых апсид вовсе). Ход на хоры располагался в толще западной стены. Раскопками вскрыты пол из цемяночной извести, следы деревянной алтарной преграды и престол.

Фрески 1189 года сохранились в восточной части храма – в жертвеннике Богородичный цикл, в центральной апсиде – «Служба святых отцов», в дьяконнике – цикл жития Иоанна Предтечи. «Аркажские росписи развивают одно из важнейших для живописи византийской периферии направлений, в котором наиболее ощутимы черты, близкие аскетическим устремлениям православного монашества» (Т. Ю. Царевская).