церковь Спасо-Преображения на Нередице на главную  о проекте 
 

Ковалево

По дороге из Новгорода к Нередице сразу за мостом через Волховец справа от шоссе открывается вид на высокий холм с церковью, которая привлекает внимание цельностью легко узнаваемых средневековых форм. Это Спасо-Преображенский храм, единственная сохранившаяся постройка мужского монастыря на Ковалеве. Церковь Спаса построена в 1345 году на средства боярина Онцифера Жабина, а в 1380 году расписана «повелением раба Божья Офанасья Степановича и подружи его Марии».

Ковалевский храм принадлежит тому периоду в истории новгородского зодчества, для построек которого характерно сочетание традиций домонгольского времени с новыми приемами и формами, определившими в дальнейшем облик классических построек второй половины XIV  — начала XV  века. Закомарное завершение сочетается с полуцилиндрическими сводами в боковых частых, необычной для Новгорода выглядит трехпритворная композиция храма, одноапсидность подтверждает устойчивое стремление зодчих послемонгольского времени упростить решение восточной части здания. Симптомы такого подхода намечаются уже в пониженных боковых апсидах нередицкого храма.

Как и все храмы, находившиеся в 1941–1943 годах в системе нашей обороны и в ее глубине, Спас на Ковалеве был разрушен немцами, его фрески погибли. Послевоенная реставрация вернула церкви первоначальный облик. Автор проекта восстановления Л. Е. Красноречьев.

Система росписи ковалевского храма имеет общие черты с фресками второй половины XIV  века. Имеется в виду ее близость к росписям Михайловского храма на Сковородке и Рождества Христова на кладбище. Ковалевская роспись дошла до XX  века не полностью. Лучше всего сохранялись фрески купола и барабана, апсиды и северной стены, а также западного притвора. В куполе был изображен Христос Пантократор и архангелы с зерцалами и лабарумами в руках. Фигуры 8-ми пророков располагались в простенках барабана. В апсиде находилось изображение Евхаристии и Святительского чина, в жертвеннике Христос во гробе, в дьяконнике изображения преподобных и дьяконов. Композиции евангельского цикла сохранялись на сводах и стенах. Нижняя часть стен была украшена прекрасными изображениями воинов.

В создании росписи принимали участие по крайней мере три мастера. Они работали в том стилистическом ключе, который характерен для южнославянских, прежде всего сербских памятников этого времени. Линейную конструкцию форм мастера сочетали с плотным наложением ярких цветовых пятен, выразительность которых усиливали острыми белильными штрихами-высветлениями. Графическое начало в целом преобладало над живописным, цветовая и пластическая телесность создавали впечатление духовной стабильности и эмоциональной сдержанности образов. В этом отношении стилистическая и образная система ковалевской росписи противоположна динамике форм и духовному пафосу волотовской и феофановской живописи.

Казалось бы безвозвратно утраченные ковалевские фрески обретают второе рождение благодаря подвижническим усилиям реставраторов А. П. и В. Б. Грековых. Начиная с 60-х годов они неустанно работают на «собиранием» росписи. В результате кропотливого труда из мелких обломков фресковой штукатурки ими воссоздано значительное число живописных композиций. Эта работа продолжается.