церковь Спасо-Преображения на Нередице на главную  о проекте 
 

Липно

Из Перыни в ясную погоду далеко за Волховом можно различить миниатюрный силуэт церкви Николы на Липне, возведенной в 1292 году. Это первая каменная постройка после длительного перерыва в новгородском строительстве, вызванном последствиями татаро-монгольского нашествия на Русь. С церкви Николы начинается отсчет истории послемонгольского каменного строительства в Новгороде. При сравнении перынской и липенской церквей легко заметить, что они очень близки по архитектурному облику. Первая каменная постройка послемонгольского периода явно ориентирована на одну из последних церквей, построенных в начале 13 века. Это свидетельствует об устойчивости культурного сознания и цепкости художественной памяти новгородцев, которые сознательно следуют сформировавшейся архитектурной традиции, несмотря на полувековой перерыв в строительстве каменных храмов.

Низменные берега озера Ильмень изредка разнообразятся небольшими всхолмлениями. На одном из таких холмов и располагались постройки Николо-Липенского монастыря. Происхождение названия «Липно» связано, вероятно, с росшими на холме липами. Другой вариант объяснения названия – липкое место, болото. В протоке, находившейся вблизи холма, в начале 12 века была обретена круглая икона Николы, благодаря которой новгородский князь Мстислав, сын Владимира Мономаха, исцелился от тяжелого недуга. В память об этом событии в 1113 году на княжьем дворе был заложен пятиглавый Никольский собор, а через 180 лет на месте явления чудотворной иконы архиепископ Климент строит каменную церковь Николы. Четырехстолпный, одноапсидный храм с трехлопастным завершением фасадов и одной главой, как уже было сказано, повторяет композиционные особенности церкви в Перыни, отличаясь лишь некоторыми техническими, конструктивными и декоративными деталями. В 1294 году иждивением некоего Николая Васильевича была написана храмовая икона Николы, в надписи на иконе назван и ее автор – Алекса Петров. Хорошо сохранившийся образ занимает одно из главных мест в экспозиции новгородского музея. Вскоре после постройки храм был расписан (точная дата росписи письменными источниками не называется). Остатки плохо сохранившихся фресок можно видеть на стенах в интерьере храма.

Во время Великой Отечественной войны храм сильно пострадал от обстрелов немецкой артиллерии. После войны здание было реставрировано, поздние наслоения удалены и ныне храм предстает в своих первоначальных формах.