церковь Спасо-Преображения на Нередице на главную  о проекте 
 

Спасо-Нередицкая церковь и зодчество конца XII  — начала XIII  века

Интенсивность каменного строительства и темпы развития новгородской архитектуры на разных этапах были неодинаковы и связываются историками с особенностями социальной жизни города. Князь, духовенство во главе с владыкой и горожане, выступая в качестве заказчиков, оказывали существенное воздействие на облик каменного зодчества. Начало XII  века проходило в архитектуре под знаком княжеского заказа, в рамках которого новгородскую стилистическую окраску получил южнорусский архитектурный тип храма. Хорошо изучены социальные аспекты развития архитектуры второй половины XII  века и воздействия на неё народной городской культуры. В целом такой подход себя оправдал, хотя, на наш взгляд, в тени сугубо социальных факторов осталась собственно архитектурно-художественная составляющая развития, которая, как известно, обладает относительной самостоятельностью даже в условиях строго канонического творчества.

Из сохранившихся построек конца XII  века преимущественным вниманием исследователей с конца XIX  века пользовалась Спасо-Нередицкая церковь. После архитектурной реставрации 1903–1904 годов ряд учёных, в их числе и М. И. Артамонов, обратился к изучению живописи. После восстановления в 1958 году разрушенного фашистами храма внимание исследователей снова переключилось на архитектуру. Нередица, подобно Софийскому собору, предстательствующему за XI  век, и Георгиевскому собору Юрьева монастыря, наиболее полно воплотившему духовный пафос начала XII  века, служит в типологическом и стилистическом отношении своего рода эталоном зодчества конца XII  века.

Летописные данные позволяют считать, что побудительным поводом к строительству послужило трагическое событие в жизни заказчика храма князя Ярослава Владимировича — смерть двух его сыновей весной 1198 года. Исходя из строительной ситуации в городе, где в конце XII  века существовало по крайней мере две группы мастеров, можно предполагать, что возведением Нередицы руководил Коров Яковлич, двумя годами ранее построивший церковь Кирилла.

В Нередице получила воплощение та максимально простая модификация крестово-купольной системы, начало которой в новгородском зодчестве было положено возведением Рождественского собора Антониева монастыря (1117–1119 гг.). Вехами на этом пути стали псковские храмы 40–50-х годов. Окончательная стабилизация и широкое распространение малого типа храма связаны с каменным строительством в Ладоге (50—70-е годы) и в Новгороде с конца 70-х годов XII  века. С середины XII  века этот вариант храма в иных технических, стилистических и образных редакциях становится ведущим и в других землях, но только в Новгороде он обретает предельно простую объёмно-пространственную структуру, типовое конструктивное решение и почти лишенное декора оформление фасадов.

Повторяемость технических и художественных приёмов способствовала возникновению архитектурного стандарта, с полной определенностью обозначившегося к концу XII  века. Принадлежность заказчиков к разным социальным группам практически не сказывалась на строительстве. В условиях вечевого строя определяющими факторами для развития архитектуры оказались сходство потребностей и близость вкусов заказчиков, а также выработанные и постоянно применяемые строителями технические и стилистические нормы.

При возросших к концу XII  века потребностях в каменных храмах технический, типологический и стилистический стереотип способствовал интенсификации строительства в целом, быстроте и дешевизне возведения отдельных храмов, доведению интерпретируемой архитектурной модели до высокой степени совершенства. К образцовым постройкам такого рода принадлежала и Нередица. Другой стороной повторяемости найденного решения было ослабление в конечном счёте его художественной эффективности. Выход из состояния самодостаточности сложившейся архитектурной системы был возможен не столько за счёт её внутреннего ресурса, сколько посредством внешнего толчка.

Событием, которое сдвинуло новгородскую архитектуру с «мёртвой точки», стало возведение в 1207 году церкви Пятницы на Торгу и вслед за ней, возможно, других храмов полоцко-смоленского облика (по раскопкам известна церковь Михаила Архангела на Прусской улице, 1224 г.). Сложившееся за пределами Новгородской земли архитектурное направление в своём поступательном движении захватывает и новгородское зодчество, убыстряет темп его развития, стимулирует новации (церковь Рождества Богоматери в Перыни), способствует преодолению сложившихся стереотипов. Архитектура обретает «второе дыхание».

Коллизии в зодчестве XIII  — первой половины XIV века показывают, как воспринимались внешние импульсы, претворяясь в стилистические и образные создания новгородской школы (церкви Николы на Липне, Николы Белого, Благовещения на Городище, Спаса на Ковалёве и др.). Новая стабилизация в развитии зодчества наступила во второй половине XIV  века. К середине — третьей четверти XV  века ресурсы новой архитектурной системы оказались исчерпанными, в ней намечаются признаки застоя. Выход из кризиса стал возможен благодаря новой общерусской архитектурной «прививке», существенно изменившей облик новгородского зодчества XVI  века.