церковь Спасо-Преображения на Нередице на главную  о проекте 
 

Рюриково Городище 

«Повесть временных лет», повествуя о призвании варягов, сообщает о том, что после первоначального пребывания в Ладоге Рюрик обосновался у истоков Волхолва: «…и пришед ко Ильменю, и сруби город над Волховом, и прозва Новгород». Историки вполне обоснованно относят это сообщение к Городищу, расположенному в 3-х километрах от Новгорода на довольно высоком в этом месте правом берегу Волхова. Городище находится в полукилометре от нередицкого холма и хорошо просматривается с него.

В политической истории и культурной жизни Новгородской земли Городище играло очень важную роль. Письменные источники и археологические данные позволяют рассматривать Городище в качестве предшественника Новгорода. Культурный слой Городища датируется временем не позднее середины 9 века, а самый ранний слой в самом Новгороде возник на столетие позже, т.е. относится к середине 10 века.

В 9 – 10 вв. на Городище находилась княжеская резиденция, лишь в начале 11 века при Ярославе Мудром она была перенесена на территорию нового города и расположилась по соседству с Торгом на том месте, которое ныне именуется Ярославовым дворищем.

В летописи городище впервые упоминается под 1103 годом. Новгородский князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха, строит здесь каменный храм Благовещения. Это была вторая после Софийского собора (1045 – 1050 гг.) каменная постройка Новгородской земли. Возводили ее, надо полагать, мастера приглашенные из Киева. В пользу этого предположения говорят типологические, стилистические технико-технологические особенности постройки. Фундаменты и нижние части стен храма 1103 года были открыты раскопками 1966 – 1970 гг.

Первоначальное здание было разобрано в 1342 – 1343 годах и на его месте без употребления старых фундаментов выстроен новый храм меньшего размера. Церковь 14 века с пристройками 18 – 19 веков просуществовала до 1941 года. В послевоенное время руины здания были обследованы и законсервированы. В восточной части стены 14 в. сохранились на всю высоту.

До разрушения храма в нише жертвенника сохранялась композиция «Не рыдай мене мати» с предстоящими Иоанном Богословом и святым Родионом. Отмеченные чертами иконописности это изображение ближе всего к фрескам конца 14 века.

В начале 12 века для церкви Благовещения повелением князя Мстислава было написано украшенное миниатюрами Евангелие. В оформлении книги Алекса, сын священника Лазаря, явно ориентировался на живопись Остромирова Евангелия (1056 – 1057). Драгоценный оклад Евангелия был изготовлен в Царьграде, куда князь Мстислав специально посылал своего слугу Наслава.