церковь Спасо-Преображения на Нередице на главную  о проекте 
 

Копии фресок

Возведенная в 1198 году по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича церковь Спаса Преображения на Нередицком холме до начала Великой Отечественной войны по праву считалась одним из выдающихся памятников монументальной живописи Древней Руси. Ее исключительные художественные достоинства, превосходная сохранность фресок, необычная, во многом уникальная иконография снискали памятнику мировую известность. Впервые мир заговорил о Нередице в 1867 году, когда на Всемирной выставке в Париже были показаны акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Н. А. Мартыновым. Невиданное по тем временам предприятие – копирование древних фресок, пробуждавшее интерес к углубленному изучению старины, – сыграло в судьбе Нередицы существенную роль. Присуждение мартыновским рисункам бронзовой медали Всемирной выставки уберегло фрески от возобновления – участи, постигшей многие древнерусские стенописи во второй половине XIX века.

Исчерпывающее представление о первоначальной системе Спасо–Нередицкой росписи позволяют составить акварели художника Л. М. Браиловского, исполненные в 1904 году.

 

1910 год открывает новую веху в исследовании древнего памятника. Изучению и фотографированию фресок посвящается специальная экспедиция Санкт–Петербургского университета и Русского Археологического общества (участники В. К. Мясоедов, Н. П. Сычев, Л. А. Мацулевич, Н. Л. Окунев). Поддержание сохранности стенописи становится главной заботой реставраторов. Однако в целом благополучное течение жизни памятника омрачается в 1916 году: в связи с проектированием железнодорожного пути Петроград – Орел появляется реальная угроза существованию фресок.

Научная общественность поднимается на защиту новгородской святыни; призывы к спасению Нередицы настойчиво звучат со страниц периодической печати. И хотя проект строительства не был осуществлен, появление насыпи под колею способствовало заболачиванию местности. Медленно, но неуклонно фрески начали разрушаться.

Все явственнее осознается необходимость сохранения для потомков драгоценных остатков родной старины. В 1918 году художницы Н. И. Толмачевская и Л. А. Дурново начинают систематическое копирование нередицкой росписи. Создатель метода научного копирования памятников Лидия Александровна Дурново (1883–1963) в 1920 году организует в Ленинграде при Российском институте истории искусств копировальную мастерскую древнерусской живописи. В 1925 году силами слушателей Института (Е. П. Сачавец-Федорович, А. Д. Стена, Т. С. Щербатова, Ю. Н. Дмитриев) были исполнены лучшие копии с нередицких фресок. Их отличительная особенность – точное следование оригиналу в передаче пропорций, цветовых сочетаний, фактуры и манеры живописи древнерусских мастеров.

Роковым для Нередицы оказался 1941 год. В ходе систематических обстрелов немецких батарей, расквартированных в Юрьевом монастыре, нередицкая церковь была превращена в руину. Почти полностью погибли и ее древние фрески. 15% уцелевшей стенописи, черно–белые фотографии, зарисовки и копии – все, что осталось от этого замечательного ансамбля.